История
кованых изделий насчитывает тысячи
лет. С тех пор, как человек сделал своим
другом огонь и, вслед за ним, металл,
этот союз только креп и раскрывал перед
человеком новые возможности, делал его
сильнее и могущественнее.
Издавна
на Руси кузнец считался самым уважаемым
человеком на селе. Ему приписывались
сверхъестественные способности:
считалось, что он может врачевать людей,
а подкова, вышедшая из-под его молота,
защищала дом ее обладателя от нечистой
силы, злых духов и других непрошеных
гостей. Прибитая над дверью, она охраняла
благосостояние семьи от разорения.
Закрепленная над кроватью, она оберегала
хозяина от демонов и страшных сновидений.
Железо в древней Руси чтили как оберег,
а браки, скрепленные кузнецом, считались
порою даже более крепкими, чем
церковные.
КОВКА - распространенный
способ художественной обработки металла.
Практически ковка применяется для
обработки многих металлов, но чаще всего
этот термин связан с кузнечным ремеслом,
с обработкой железа. Это связано с тем,
что железо менее других металлов
поддается холодной обработке и для
получения нужной формы или какого-либо
изображения на поверхности изделия его
необходимо разогревать до температуры
свыше 1000 °С.
С ковкой тесно
смыкаются приемы гнутья и просечки,
которые могут выполняться и по холодному
металлу, если это тонкие прутки, полосы
металла или листовое железо. Уже во
времена Киевской Руси городские кузнецы
искусно ковали из железа и стали предметы
быта, сельскохозяйственные орудия,
инструменты ремесленников, оружие и
доспехи, конскую сбрую. Все эти виды
изделий предназначались для практического
использования, а поэтому они делались
добротно, хорошо отвечали своим
функциям.
Нечасто можно отметить
в них элементы художественного решения,
но уровень технического исполнения для
своего времени был высок. На этой основе
вырабатывалось виртуозное мастерство
как предпосылка художественного
кузнечного ремесла. Оно постоянно
проявлялось в оригинальных формах и
конструкциях замков, в искусном плетении
кольчуг, в красиво откованных из одного
куска железа боевых шлемах. Вместе с
тем детали предметов обрабатывались
так, что ряды заклепок в местах соединения
металла составляли своеобразный
орнаментальный ритм, а форма вещи
ассоциировалась со скульптурно решенным
объемом.
В полную силу художественные
особенности железа раскрылись позднее,
особенно в русском искусстве XVII-XVIII
столетий. Этому способствовало достаточное
количество металла, специализация в
области художественного ремесла и
большой опыт, накопленный
мастерами.
Значительная часть
кованных из железа работ предназначалась
для включения их в архитектуру. Оконные
проемы закрывались ажурными решетками
("от лихих людей"). От пожаров
делались даже сплошные железные ставни
и двери. Богато оформленные железные
двери украшали каменные храмы, в
строительстве которых принимали участие
мастера всех видов ремесла. Да и сами
двери зачастую соединяли несколько
видов декоративного оформления. Кованые
и просечные полосы, розетки, сложные по
силуэту накладки чередовались с росписью
по железу, с литыми ручками и декоративными
заклепками.
В XVIII столетии ковка
широко используется для выполнения
оград городских усадеб, особняков,
церковных дворов. В Петербурге с ней
соперничает техника чугунного литья,
вытесняя ковку как дорогостоящую работу.
Но своеобразие художественных решений,
которое достигается ковкой, сохраняет
интерес к ней и в XIX веке. Если для литья
рисунок и разработку всей декорации
давал архитектор, то ковка всегда
рассчитывалась на творческое варьирование
и доработку деталей кузнецом.
Время
неумолимо бежит вперед, оставляя позади
однообразие, ординарность, однотипность
так крепко въевшиеся в нашу жизнь за
последние десятилетия, и возвращает
нам прекрасное почти забытое искусство
– делать свою жизнь красивее, осмысленнее,
богаче.
|